О подобии течения в дальнем вихревом следе
Многообразие конструкций самолетов делает задачу изучения дальних спутных следов трудной и многовариантной. В процессе исследования характеристик дальнего спутного следа за самолетами было замечено, что вихревые следы имеют много общих закономерностей. Оказалось, что если соблюдать определенные условия, можно доБиться подобия течения в дальнем спутном следе. Получим эти критерии подобия.
Рассмотрим процесс формирования вихревого следа за тонким прямоугольным крылом умеренного удлинения. Пусть передняя кромка крыла обтекается плавно без отрыва потока. Вихревая пелена, сбегающая с Боковых и задней кромок, со временем сворачивается в два вихревых жгута и, распространяясь за крылом, опускается вниз. Особый интерес представляет расстояние от задней кромки крыла, на котором пелену можно считать полностью свернувшейся. Процесс трансформации следа идет на всем протяжении за крылом, поэтому понятие «полностью свернувшаяся пелена» имеет асимптотический смысл и для определения расстояния, на котором происходит сворачивание пелены, необходимо использовать дополнительные частные критерии, базирующиеся, например, на оценках точности вычислений или заданного уровня погрешностей определения параметров потока. Оценка расстояния может Быть проведена на основе подходов теории тонкого тела. Исходя из теории подобия расстояние L, на котором пелена полностью сворачивается, может быть определено по формуле
L = k V0, (4.28)
где к — поправочный коэффициент, b — характерный размер (хорда крыла), V0 — скорость невозмущенного потока, V’ — скорость, индуцируемая вихревой системой крыла.
![]() |
![]() |
![]() |
Скорость V’ определяется величиной циркуляции скорости Го вокруг сєчєния крыла, поэтому
где bL — длина вихря с циркуляцией Го, которая связана с подъемной силой крыла Ya соотношением
Ya = poVoTobL.
Из (4.29) и (4.30) следует, что
L и bbL(poVo и bА, (4.31)
Y a Cya
где А — удлинение крыла. Так как характерный линейный размер b для следа за крылом пропорционален его размаху l, из (4.31) имеем
(4.32)
Коэффициент к в (4.32) определяется с учетом сворачивания вихревой пелены.
Очевидно, что при сворачивании пелены в два вихревых жгута циркуляция To каждого жгута равна циркуляции в корневом сечении крыла и в соответствии с теоремой Н. Е. Жуковского связана с коэффициентом подъемной силы этого сечения Cya и хордой корневого сечения b соотношением
To = V° (Cyab). (4.33)
Для определения расстояния между вихревыми жгутами lo представим систему присоединенных вихрей, моделирующих крыло, в виде совокупности П-образных вихрей, у которых один из продольных вихрей проходит через корневое сечение. При таком представлении вихревой системы крыла его подъемная сила может быть определена соотношением n
Ya = PoV)^ TiZi, (4.34)
i=1
где Zi — расстояние от корневой хорды крыла до вихревых шнуров, моделирующих вихревую пелену, n — число вихревых шнуров с циркуляциями Г i.
Из выражения (4.34) следует, что при постоянстве подъемной силы и отсутствии скольжєния постоянна также координата «центра тяжести» вихрей для каждой консоли крыла
no
zUB = n—^2 riZi, (4.35)
VTi i=1
где no — число вихрей, моделирующих консоль крыла.
При отсутствии влияния зємли величина z4B = const в каждом сечении следа и, следовательно, совпадает с Боковой координатой вихревого жгута, т. е.
![]() |
![]() |
![]() |
С учетом того, что
![]() |
![]() |
![]() |
выражение (4.36) преобразуется к виду
Соотношения (4.39) выведены в рамках допущений линейной теории крыла, в частности это касается определения подъемной силы крыла. Из теории тонкого тела для lo можно получить простую формулу
lo = 41. (4.40)
Следует заметить, что соотношение (4.40) может быть получено и в рамках линейной теории с использованием дополнительного предположения об эллиптическом распределении циркуляции по размаху крыла l. С помощью выражений (4.34), (4.35) и (4.39) можно найти критерии эквивалентности крыльев с точки зрения подобия возмущений, вносимых в поток крылом:
(cyab)! = (Cya(Cyab)l = (Cyab)2, (4.41)
где индексы 1 и 2 обозначают принадлежность соответствующих величин к характеристикам двух сопоставляемых крыльев.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Очевидно, что приведенные выше соотношения справедливы и для системы несущих поверхностей, симметричных относительно плоскости, проходящей через вектор скорости невозмущенного потока. Применительно к системе m несущих поверхностей формулы (4.23) и (4.39) приобретают вид
где i — номер несущей поверхности
![]() |
![]() |
![]() |
Из соотношений (4.33), (4.39) и (4.42) следует, что вихревые следы с совпадающими основными параметрами могут быть созданы различными крыльями и несущими системами. Следовательно, /о и Го можно считать параметрами подобия аэродинамических поверхностей по характеристикам спутного следа. Для плоских монопланных крыльев простой формы в плане, характеризуемой удлинением А, углом стреловидности по передней кромке х и сужением п, условия эквивалентности по параметрам следа, т. е. соотношения подобия, могут быть представлены в виде
Величины без индекса, входящие в (4.43), относятся к некоторому базовому крылу, а индексом к = 1,2,… отмечены величины, относящие к семейству эквивалентных крыльев.
Таким образом, при изучении характеристик вихревого следа за самолетами можно, используя критерии подобия (4.41), свести задачу к рассмотрению характеристик и возмущений, создаваемых эквивалентным крылом. Такой подход позволяет заметно упростить проведение исследований, например, по воздействию дальнего вихревого следа на аэродинамику и динамику полета летательных аппаратов, так как учет и использование критериев подобия по характеристикам вихревого следа обеспечивает сокращение рассматриваемых вариантов.
На рис. 4.3 в качестве примера приведены поля возмущенных скоростей за самолетом Ту-154М (а) и эквивалентным ему крылом (б) на расстояниях X = 153 м. Наблюдается заметное различие полей возмущенных скоростей.
Рис. 4.4 представляет поля возмущенных скоростей на расстояниях X = 4132 м. В этом случае вихревые следы за самолетом Ту-154М (а) и эквивалентным ему крылом (б) полностью идентичны.